"...летит наш певчий клин, которому названья нету,
и впереди вожак, которого зовут Булатом."
Это тот самый вожак, перу которого принадлежат слова:
"Дураки обожают собираться в стаю,
Впереди главный - во всей красе."
Фильм с этой песенкой появился годом раньше.
А Алексей Куликов из Волгограда утверждает, что на одном концерте Вадим выступал после Булата Шалвовича и, не зная, что спел тот (а тот пел о дураках), выдал свою балладу. Все как положено.
Суд скорый, да неправый.
Рассказывает Берг.
- В августе 1985 года занесло меня в Барзовку. Всего на пару дней, но,
как вы увидите, и этого хватило. Было там множество прелюбопытнейшего
народу; кое-кого теперь в наших краях и не встретишь. Например, Маркиз
из московского куста "МИД". Был также и Дима Кимельфельд.
И вот попросил нас с Димой "отец-учредитель" Барзовки Юра Черноморченко
послушать кое-кого из молодых ребят и сказать что-нибудь по поводу
услышанного.
Ребят оказалось чуть ли не двое. Запомнились, во всяком случае,
"мальчик" из Керчи и "девочка" из Свердловска. "Мальчик" показался, быть
может, чересчур традиционным, но свежим и искренним, и я его похвалил. А
"девочка" - весьма техничной, но какой-то манерной, что ли, надуманной,
даже, я бы сказал, выморочной, и я как мог мягко отметил это
обстоятельство.
Вскоре выяснилось, что я сделал все с точностью до наоборот: "мальчика"
следовало поругать, поскольку он тут, в Керчи, всех уже "достал" своими
песнями, а "девочку" - похвалить, а то она обиделась и долго плакала,
хотя Дима ее как раз похвалил.
"Девочка" эта потом, что называется, уехала и пробовала "там" петь, но
все-таки вернулась.
Кукушка хвалит петуха...
Вадим Егоров на концерте отвечает на записку: - "Как Вы относитесь к
творчеству Александра Суханова?" - О, это целая история. В начале 70-х я
выступал в одном институте. После концерта ребята, которые его
организовали, пригласили меня в общежитие. Ну, мы там хорошо посидели, и
они поставили мне пленку Саши Суханова, который тогда только-тольконачинал приобретать известность. Я послушал несколько песен...ну, так,
да, что-то... но, в общем, определенного мнения у меня не сложилось. И
тут из магнитофона прозвучало: "А сейчас я спою несколько песен моего
любимого автора Вадима Егорова..."
С этой минуты я очень хорошо отношусь к творчеству Александра Суханова.
Вторая категория.
Рассказывает Берг.
- В бытность мою конструктором довольно много приходилось заниматься
составлением документации на проектируемое оборудование - начиная с
инструкций по эксплуатации и кончая правилами упаковки, хранения и
транспортировки. Помнится, среди помещений, используемых для
складирования наших изделий значились такие - второй категории - "крытые
неотапливаемые".
В таком алюминиевом гэдээровском складе, приспособленном под культурный
центр, мне и довелось выступать на КамАЗе в декабре 1975 года. Впрочем,
помещение было вполне отапливаемым, довольно теплым, так что я даже
пиджачок скинул, поскольку раскочегарился в процессе пения. Отчасти
потому, что приходилось перекрикивать какой-то шум, а техника
усилительная была - "Электрон-10" мощностью 10 ватт, и это - на довольно
большой зал. Ну, я пиджак-то и скинул в перерыве. А организаторам
предложил выключить вентиляцию, что так гудела: хоть и не холодно, но и
не жарко. Что они и сделали.
А во втором отделении концерта, который задержался с началом из-за того,
что лектор перед нами долго отвечал на воп- росы своей аудитории, так
что закончили мы около полуночи, - я заметил, что часть народа
постепенно куда-то уходит. "Ну,- думаю,- город живет по общагам, поздних
не пускают, вот они и спешат вернуться". А тому, что оставшиеся как-то
странно кутаются в шубы, и вовсе значения не придал.
А надо сказать, что гостем я у камазовцев оказался первым, так что все
подарки и сувениры, заготовленные любителями песни за долгий срок
ожидания, достались мне. И вот, принимая их после концерта и раздавая
автографы я совершенно задубел - так оказалось неожиданно свежо!
- Так я вас приморил маленько? - спросил я кого-то из клубных ребят.
- Ну да, мы же в антракте калорифер-то вырубили!
Прошла любовь...
Рассказывает Татьяна Агапова, ветеран куста "Новослободский" (Москва).
Горслет конца 70-х. Третий день - обложной дождь. Все давно сидят по
палаткам, проклиная каприз погоды и изощряясь в замене в слове "дождь" и
однокоренных буквы "д" на "в" во всех песнях, что удается вспомнить. В
некий момент из одной палатки раздается особенно громкий и эмоциональный
возглас:
- И какой только идиот придумал песню "Я вас люблю, мои дожди"!
Окружающие с удивлением узнают голос Вадима Егорова.
Скрытые глубины смысла
Наблюдения Бориса Жукова.
В первой половине 1996 года российская интеллигенция напряженно ждала
результата назначенных на 16 июня президентских выборов, обсуждая, что с
ней сделают вернувшиеся к власти коммунисты. В это время в КСПшных
кругах стали очень популярны две строчки из песни Ланцберга "Кошачий
вальс": "Пой до июня, а там махнем Вместе на Соловки!"
А вот в кругах московской "психоделической культуры" (попросту говоря,
идейной наркоты) очень любили другую строчку того же автора: "...Ты
видишь, КОЛЕСА совсем зарастают ТРАВОЙ".
Аналогичными наблюдениями могли бы поделиться многие и многие знатокиего текстов. Так, было замечено, что в одном из детских приютов Одессы
на стене туалета красовалась следующая цитата: "Извини, старина,
захотелось немного излиться...". И это не единственное подобное место,
где она была использована.
Вообще данному автору "везет" на вариации прочтения его в народе. Некто,
кажется магнитофонщик из Казани Валерий Мустафин, а может быть, Дмитрий
Бикчентаев, рассказывал, что группа товарищей, к которой принадлежит и
сам Некто, давно уже называет "Песенку о голове" не иначе как "Песенка
человека, мающегося животом и запертого в кабинке туалета Казанского
вокзала". Тут все пошло в ход - и замок, и бумажная четвертушка, и
утробный вой... Ну, что ж, у кого что болит...
Неоднократно в народе рассказывалась и, может, слегка трансформировалась одна "история с географией". Дело было примерно так: В начале 80-х группа студентов биофака МГУ едет поездом на Беломорскую биостанцию, дорогой поют песенки. Их вполуха слушают сосе
ди - мурманские морячки, возвращающиеся в
родной порт. Компания добирается до "Зеленый поезд виляет задом..." - и тут, на словах "кому на север, а мне налево..." морячки сгибаются от хохота. Выясняется, что в Мурманске у них существует две - как бы это сказать, касты, что ли - одни, выходя из п
орта, плывут как раз на Север, а другие - налево, в
заграннпорты Скандинавии...
А Юлия Рубинштейн, автор песен из Ижевска, описала такой случай.
Провожали на поезд кого-то то ли из друзей, то ли из гостей клуба. Пели на перроне хорошие песни. Под это дело собралась толпа любопытных. Ну и, как положено, тут как тут оказался сотрудник правоохранительных органов, а попросту - мент. И решил он навести надлежащий порядок, то бишь ликвидировать несанкционированное скопление.
А дело было осенью 1993 года, как раз в дни противостояния Бориса Николаевича и Руслана Имрановича. И в этот момент звучали бессмертные строки все того же злополучного автора - про "бой Руслана с Головой". И сказал народ менту, чтобы он оставил поющих (и слушающих) в покое:
- Правильную песню поют! Про Хасбулата!
Гуманизм одержал победу по очкам...
Рассказывает Валерий Мустафин (Казань).
Самое начало семидесятых. Концерт ансамбля, костяком которого являются
медики, в том числе молодой хирург, впоследствии - известный исполнитель
Володя Муравьев. Руководитель группы - детский врач Ильдус Гирфанов.
Публика процентов на девяносто случайная. Бабульки какие-то, и вообще
непонятно кто. А ребята одеты, по тем временам, вызывающе: черные
свитера, черные очки... Аудитория встречает их неодобрительным гулом;
кто-то отпускает ядовитые реплики на нравственно-этические темы...
По-хорошему, надо уходить, не начиная концерта.
Тут Ильдус Гирфанов и говорит:
- Вот вы смеетесь, а не знаете, что мы почти ничего не видим!
Народ меняет тон восприятия на участливое внимание. Ансамбль поет. Успех
полный!
Кстати, случилось все это 1 апреля.
Но оказывается, все было не совсем так. Во всяком случае, очевидец
финальной части этой эпопеи известный автор из все той же Казани Валерий
Боков предлагает иную версию, и более убедительную, и более изящную, так что старую мы сохраняем, во-первых, из уважения к Валере Мустафину и его стремлению обогатить нашу сокровищницу, а во-вторых, из интереса к
самому процессу рождения легенды (разумеется, на могиле истины).
Дело же было так. В 1968 году, когда Боков уже вовсю занимался туризмом
и сочинял песни по данному профилю, известный в Казани квартет
студентов-медиков в составе Ильдуса Гирфанова (руководитель), Володи
Муравьева, Валеры Пастухова и еще одного их товарища подвизался на ниве
почти чисто эстрадной, ну, может, с легким комсомольско-студенческим
уклоном. Что не помешало ему неким загадочным образом оказаться
приглашенным в Смоленск на слет туристской песни. Кстати, слеты эти
смоляне проводили в конце года.
И вот едут наши студенты в поезде и по мере приближения к финишу все
более лихорадочно и безнадежно ищут хоть что-нибудь мало-мальски
подходящее в своем репертуаре. Увы!.. И тут муки творческого поиска
приводят одного из них в вагонный туалет, где он - о счастье! -
обнаруживает обложку журнала "Огонек" с опубликованной на третьей ее
странице песней "Юность строит города". Песня была признана
приличествующей, получила "добро" "реперткома" и моментально вошла в
"обойму".
И вот выходят ребята на сцену в своих черных очках и свитерах (имидж-то
сменить не успели!), и хотя аудитория - не бабульки, а турье, но это
оказалось даже хуже. К песне публика отнеслась не лучше, чем к
декоративно-оптическим приборам, и в зале поднялось нечто невообразимое.
Тут Ильдус и сказал свою магическую фразу (она, кстати, в боковской
версии звучит несколько иначе):
- Вы, ребята, видно в жизни не очень много понимаете, а ведь почти все
мы совершенно ничего не видим!
Никогда туристов нельзя было упрекнуть в душевной черствости. Обстановка
переменилась моментально. Выступление прошло "на ура", и казанские
"сироты" огребли то, что сейчас бы мы назвали призом зрительских
симпатий...
Новые грани таланта.
Рассказывает Станислав Соловкин (Москва).
ДК МАИ. Концерт Галины Крыловой и Дмитрия Дихтера, о чем извещает афиша
в вестибюле.
А наклеена она на какую-то другую афишу, причем не очень аккуратно, так
что верхний край старой (с одной строкой, крупными буквами) виден из-под
новой. И всего-то два слова в этой строке:
"ЭРОТИЧЕСКОЕ ШОУ".
О вреде постоянства.
Валерий Мустафин (Казань) вспоминает одну из историй, связанных со своим легендарным земляком Борисом Львовичем. По поводу Бориса всегда кипели споры о том, чего у него нет - отчества или фамилии. В семидесятые годы многих шокировало то, что этот
молодой и не очень еще известный человек требует такого почтения к своей персоне (что явствовало из того, как он представлялся при знакомстве).
Так или иначе, истина не установлена до сих пор. Но не о том сейчас
речь.
Году примерно в 1976-м Борису вдруг захотелось стать грушинским
лауреатом, да поздновато: билетов на поезд из Казани в Куйбышев на
нужное число не было, и на фестиваль он несколько припоздал - отборочное
прослушивание соискателей уже закончилось. На сцену он хоть и вышел, но
по личной протекции Сергея Никитина.
Надо сказать, он блестяще исполнил "Капли датского короля" Окуджавы, но
во время обсуждения в жюри против его лауреатства вдруг выступил
председатель оргкомитета Борис Кейльман, причем уперся глухо:
- Львович не прошел прослушивание!
Через год Борис приехал на неделю раньше. Отбор прошел без проблем:
"Капли датского короля" блистали не менее ярко. На "гитаре" (как
известно, такую форму имеет сцена Грушинского фестиваля) - абсолютный
успех.
В жюри снова упирается Кейльман:
- Репертуар не обновляется!
Кто есть кто?
Рассказывает Борис Жуков (Москва), но не тот, а другой.
Общий концерт на каком-то шумном мероприятии. Ждут Виктора Берковского.
Он задерживается, но в конце концов появляется на сцене - аккуратно в
момент, когда стоящая на ней и поющая "Alma mater" группа восклицает:
- Здравствуй, здравствуй, пес облезлый!..
"Три медведя", новое прочтение.
Рассказывает Любовь Захарченко.
Какой-то фестиваль. Действие происходит за кулисами. Юрию Кукину надо
куда-то отойти и он ставит свою гитару к стенке.
Тем временем очередному выступающему не на чем играть; он берет
кукинскую гитару и, обнаружив, что она изрядно расстроена, тщательно
исправляет эту оплошность. Поет и возвращает инструмент на место.
Тут появляется законный владелец и, готовясь выйти к микрофону, проводит
рукой по струнам... и судорожно начинает подкручивать колки.
Смысл сказанного им можно перевести примерно так:
- Какой бл... агодетель настроил мою гитару !?!? Гитара у барда должна быть
немного расстроена!!!!!
Как это делалось в те времена.
Рассказывает Игорь Безносов (Судак).
Вносим уточнение: Судак - это город в Крыму, на Украине, а не то, что вы
подумали, начитавшись стихов Нины Искренко.
Безносов - просто Игорь, а лучше Бек, так зовут его друзья. Так будем
звать и мы, тем более, что в истории, рассказанной им, фигурирует некий
Гоша, тоже, вероятнее всего, Игорь.
Итак, в конце 80-х Бек и Гоша побывали в Ялте на 1-м фестивале авторской
песни памяти Артура Григоряна. В январе дело было. Фестиваль был
организован, по словам Бека, не бог весть как; просчеты организаторов
обернулись кучей неудобств для гостей и участников, и Бек с Гошей,
отрефлексировав это мероприятие в одном из пивбаров Судака и залив баки
пивом по самые пробки, решили: "А чем мы хуже? Наоборот, лучше, так как
проанализировали чужие ошибки и сами-то уж ни за что их не повторим!"
Сказав себе таковы слова, друзья из пивбара прямиком направились в
райком комсомола.
А там был новый первый секретарь, которому уже вовсю пора было проявить
себя в этом качестве, а повод все не подворачивался. И вот подвернулся,
попахивая ячменем и солодом. Тем более, что друзья догадались предложить
посвятить эту патриотическую акцию освобождению города от
немецко-фашистских захватчиков и провести в районе 14 апреля - дня для
местных граждан знаменательного.
Первый с полчаса собирал свиту по селектору и как придется; кого-то даже
из дому выдернул. Сидя все это время в приемной и начиная трезветь, Гоша
произнес:
- Ну, пошутили и будет. Тем более, пора пивка добавить.
Бек и сам начал было склоняться к подобному решению, но тут дверь
кабинета отворилась и Первый пригласил инициаторов войти. Продолжая
втягивать ноздрями воздух, он несколько неуверенно сказал:
- Я знаю, в туристской среде "это" не очень принято?
- Не, не, что вы! - заверили его друзья.
- Ну, хорошо. Что для этого надо?
Было перечислено все, что надо, и даже несколько более того. Учитывая,
что ожидается приезд большого количества известных бардов (секретарь
кивал, пытаясь одновременно запомнить множество новых для себя фамилий,
порой весьма экзотических), комсомол Васю... пардон, Судака мобилизовал
два "Икаруса", концертный зал, загородную базу, гостиницу, ресурсы
Горторга, лучшую в городе акустическую аппаратуру...
Было адаптировано к местным условиям и разослано Положение о ялтинском
фестивале...
И хотя ни Капабланка, простите, ни Окуджава, ни кто другой из больших
знаменитостей не приехал, фестиваль состоялся.
Сначала был дневной концерт в прекрасном зале гостиницы "Горизонт".
Потом, заполнив половину "Икаруса" (второй пришлось отпустить за
ненадобностью), соучастники двинулись в турприют "Карагач".
Секретарь приехал на черной "Волге". Народ оробел, застеснялся, гости
стали спрашивать, "что намечается".
- Все нормально, - отвечал Бек. - Я собрал всех "своих"; мы посидим,
хорошо выпьем, но чуть попозже.
Он попросил всех успокоиться и не переживать, пообещав, что после
полуночи, до которой комсомол не дотянет, начнется то, ради чего все и
собрались.
Начали с военных песен. Кого-то потянуло на "Интернационал". Секретарь
напрасно ждал хоть чего-нибудь из туристской тематики - патриотизм бил
ключом. Не выдержал он в 22.00.
- Ну, все, можно начинать! - сказал Бек.
"Икарус" ждал всю ночь и утром повез в город человек пять. Остальные
куда-то подевались.
Падение титана.
Второй фестиваль в Судаке, как рассказывает Бек, состоялся год спустя, тоже в апреле.
Антураж был - романтичнее некуда: двор старой генуэзской крепости.
Площадка около мечети. Вид на море! Акустика!
Перед концертом известный бард Геннадий Жуков зашел в бар; моряки,
промышлявшие там свой кайф, попросили его спеть и от щедрот своих хорошо
угостили.
К назначенному часу Гена на сцену не успел. Он появился, когда прочие
участники, вынужденные тянуть время, пели уже по второму заходу. Тут
Гена и вышел. Попытался что-то изобразить, но неудачно. Широким жестом
швырнул гитару через плечо и пошел через "зал", вдоль крепостной стены,
на выход из цитадели. Шел, шел и вдруг исчез. Все только ахнули.
А там был пролом в стене, различимый лишь тверезым глазом. Но, видимо,
то, что Гену чуть не сгубило, его же и спасло: он даже убиться был не в
состоянии. Случившийся поблизости милиционер только и спросил:
- У вас что, все такие?
Но утром на следующий день - то ли совесть тому причина, то ли ведро
пива, принесенное Беком из злополучного бара, - Гена отработал
вчерашнее, дав великолепный концерт.
Ямщик, не гони лошадей!
Рассказывает Николай Гусев (Москва).
Май 1995 года. Концерт Анатолия Киреева в Доме композиторов. Из зала
приходит записка, которую Анатолий читает вслух:
- Играйте, пожалуйста, помедленнее: я не успеваю записывать аккорды.
Позднее Стас Колеников (Москва) сознался в том, что автором этой записки
был он.
В нужное время, в нужном месте.
Рассказывает Леонид Сергеев.
В этот раз ему относительно повезло.
Это было в конце 80-х на алюминиевом комбинате в г.Краснотурьинске
Свердловской области.
Лист ватмана красными буквами сообщал о том, что "сегодня, 27 числа, в
красном уголке состоится концерт гитариста Леонида Сергеева".
Когда же лист сняли и перевернули, обнаружилась надпись черными буквами
о том, что "похороны шофера такого-то состоятся 26 числа..."
Пронесло!
На концерте в одном из кисловодских санаториев он оказался в более
сложной ситуации.
Был "мертвый сезон", и аудиторию составляли, в основном, старички и
старушки.
Минут через двадцать после начала Леня получает записку: "Молодой
человек, когда же придут артисты и начнется концерт?"
Не менее захватывающий сюжет развертывался 7 марта 1996 года в
Димитровграде Ульяновской области в НИИ атомных реакторов. Приглашение
поступило двумя днями ранее и носило "пожарный" характер, почему -
станет видно во вторых строках.
Встречают Леонида хозяева мероприятия в ульяновском аэропорту и везут к
месту происшествия. При этом время от времени, взглядывая на него,
как-то странно посмеиваются:
- Гы-гы! Гы-гы!
Долго так продолжаться не могло; Леня все же попросил объяснить, в чем
дело. И узнал, что вообще-то был заказан ансамбль цыган из
Санкт-Петербурга, но что-то случилось то ли с Петербургом, то ли с
цыганами, и они не смогли приехать. Тут Сергеева и мобилизовали.
Перед самым выходом на сцену, когда публика уже заполнила
зал, он получил дополнительную информацию:
- Извините, но мы не успели сообщить зрителям о замене...
На этом рассказ можно было бы закончить, и он был бы похож на хороший
фольклорный анекдот. Но поскольку среди читателей наверняка найдется
немало тех, кто ценит юмор Сергеева, они наверняка захотели бы узнать,
что было дальше. А дальше Леня вышел на сцену и сказал:
- То, что я цыган, я узнал сегодня. А так как по гороскопу я "овен", то
вместо цыганского барона вам будет петь цыганский баран...
Идея была одобрена аудиторией и катастрофа не состоялась.
Возмездие.
Правильно французы говорят: "Предают свои". А если и не предают, то
пакостят, как могут. Особенно этим всегда отличался ленинградский
исполнитель Алексей Брунов.
Вот что рассказал Валерий Боков.
Приезжают они с Володей Муравьевым куда-то давать концерт. Времена для
песни не самые благоприятные; концерт домашний. А войти в квартиру
оказывается не очень просто, особенно с гитарой за плечом, так как дверь
лишь слегка приоткрывается, и приходится проникать через неширокую щель.
А мешает ей открываться нормально... ящик водки.
Второе, что замечают друзья, это какие-то странные и очень уж активные
манипуляции принимающей стороны с различными стеклянными предметами
(стаканами, бутылками), причем в качестве наполнителя фигурирует все то
же детище великого химика Д.И.Менделеева.
Друзья на всякий случай задают вопрос, не будет ли это мешать реализации
намерений, связанных с песнями, и получают ошеломляющий ответ:
оказывается, побывавший здесь недавно Брунов, который, собственно, и
порекомендовал пригласить Муравьева и Бокова, счел своим долгом "честно"
предупредить организаторов, что поют ребята, конечно, очень здорово, но
меньше, чем ящиком водки, при этом не обойтись: алкаши, мол, они тоже,
каких не сыщешь...
Так что "по жизни" Брунов заслужил большой всенародной "благодарности".
О том, в какой форме она однажды проявилась, рассказали независимо друг
от друга сразу несколько человек. Один из них - Виктор Аникеев.
Произошло это в Ленинграде, а Виктор тогда как раз и был ленинградцем,
так что видел все своими глазами. "Был" в смысле "находился" - потому что учился в политехническом институте и даже организовал при нем КСП "Топос" (если прочесть с конца на начало - получится имя польского города и проводимого в нем фестиваля эстрадной
песни). Так в названии клуба оказался заложен протест против того, что раньше презрительно звали "эстрадой", а сейчас гораздо спокойнее - "попсой". "Был" же в смысле "сплыл" - потому, что не сошелся во взглядах на песню с известной "конторой" и вынужден
был покинуть не только стены альма матер, но и Питера в целом, благодаря чему сначала основал КСП в Орше, а затем перебрался в Красноярск, где и по сей день споспешествует местному клубу.
А тогда он сидел на концерте Брунова, а тот пел, время от времени
получая записки из зала и по привычке тут же их читая. Впрочем, оглашая
очередной текст, он осекся на середине и почему-то засуетился, а потом,
пробормотав нечто нечленораздельное, и вовсе убежал за кулисы, откуда
вернулся минуты через три злой, как черт. Слова же, возымевшие столь
сокрушительное действие, были примерно таковы:
- Поете Вы, Леша, конечно, хорошо, но ширинку тоже застегивать надо!