В городе Вилмингтон (Wilmington, NC), в устье реки Кейпфир (Cape Fear -- есть еще такой фильм, "Мыс Страха" -- это как раз эта самая речка и тот самый мыс, который она образует при вливании в море), торжественно стоит крейсер "Северная Каролина" -- один из самых серьезных кораблей США времен Второй Мировой войны. Водоизмещения не помню (все равно я в нем не разбираюсь :)), 2300 с чем-то членов экипажа, девять пушек калибра 400 мм, десятка полтора пушек калибра где-то 150 мм и штук сорок противоавиационных 20 мм.
Самое ценное в этом корабле -- что в нем сделан плавучий музей, дабы подрастающее поколение американских патриотов могло представить себе, как жили настоящие матросы настоящего корабля шестьдесят лет назад... Этот корабль почему-то при Перл Харборе не потопили -- то ли потому, что его там не было, то ли промахнулись... Задумывался он как флагман Атлантического флота, но получилось -- Тихоокеанского, потому что основной театр военных действий был там.
Корабль выполнял роль авианосца -- довольно своеобразно, не совсем в нынешнем понимании этого слова. Самолеты, которые на нем базировались, были на самом деле гидропланами, т.е. они садились на воду, после чего их поднимали подъемными кранами (виднеется стрела слева). А стартовали они действительно с корабля, с мощнейшей катапульты (бедные летчики -- перегрузки при старте наверняка были больше тех, на которых нынче тренируются космонавты...).
По кораблю проложен целый маршрут со стрелками типа "Продолжение осмотра". Мы ходили по нему часа два с половиной -- сначала по верхним палубам и каютам, потом по трюмам, машинному отделению, рулям, матросским кубрикам, мимо кухни, столовой, механизмов подачи снарядов (Стас стоит на лестнице внутри основной артиллерийской башни)...
Походить и потрогать можно очень многое. Можно постоять за натуральным штурвалом корабля (потом мы еще набрели во внутренностях крейсера на ту гидравлику, которая рули, собственно, в действие приводила -- ужас какой-то). Можно сходить в аутентичный туалет. Можно заглянуть в каюту капитана (за спиной у Оксаны на среднем снимке), покрутить ручки на оптике пушек, потыкать кнопки аналогового (!!!) артиллерийского компьютера... Можно поваляться на койке матроса -- удовольствие, скажем прямо, не сильно выше среднего.
Музей искусств щедро разбросан (жадно скучкован, нелепо пристроен) на трех этажах довольно футуристического вида здания. Первый этаж занят коммерцией -- магазинчик, кафушка, платная галерея. А так вход бесплатный, можно походить, посмотреть... сфотографироваться можно на память.
Интереснее всего была, наверное, африканская экспозиция. Давайте попробуем угадать, что же тут изображено. Снимок первый -- ваши предположения? Это -- портрет Марабу. Так, во всяком случае, написано на подписи к картине. Кто такой Марабу, не поясняется, но персонаж это, в общем-то, известный... в узких кругах... Снимок второй -- думаете, это собачка? Нет... какие уж там в Африке собачки... Это -- антилопа, и это не уши у нее, а рога. Дальше идут всякие курительницы и подсвечницы -- может быть, ритуальная посуда, но, скорее, просто бытовая. Если кто умеет работать с глиной или металлом -- можно почерпнуть ряд весьма плодотворных идей.
Помимо Африки и современного искусства, в музее была кочевая экспозиция "Птицы Америки" (был какой-то фанат в середине XIX в., который рисовал только птиц... красиво, надо сказать, рисовал, в альбомах формата A1); Рим и Греция; художники Америки позапрошлого и прошлого веков... В общем, часик там побродить вполне можно.
Основная задача музеев, подобных Эксплорису -- показать американским детям, какой бывает мир. По мультикам и комиксам узнаешь, в общем-то, далеко не все... Поэтому экспозиция этого музея начинается со здоровой карты мира (и тут же обсуждаются, какие бывают проекции -- сохраняющие углы, сохранющие расстояния, цилиндрические развертки, проекция Меркатора... хрен его знает, что это такое) -- в центре которой, естественно, находится город Raleigh... Рядом с этой картой стоит очень прикольный автобус, который мнит себя участником ралли Париж-Дакар. Тимошка как бы улыбается... Оксана называет это "weird smile" -- "злобная ухмылка"...
На паззл Тимошка, конечно, сразу повелся... Правда,
ни Аляска, ни Гавайи никуда не подошли, что педантичного ребятенка несколько
расстроило.
Довольно большой зал музея посвящен воде. На полочках стоят пробирки с водами из разных рек (не верю я, что они такие чистые. Правда, за многие годы стояния в музее вода могла и отстояться...). Можно покрутить ручку центробежного насоса и прикинуть, на сколько воды можно таким макаром накачать -- и сравнить это с тем, сколько нужно (а) для питья; (б) для питья и готовки еды; (в) для питья, готовки еды и мытья рук; (г) на американские нормы потребления с мытьем посуды, машины, поливанием лужаек и т.п. -- это раз в пятнадцать больше, чем (а), и раз в пять больше, чем (в). По моему глубокому убеждению, чем бороться за чистоту... за экономию воды, надо просто цену раз в пять поднять -- сразу захочется экономить. Американские политические, экономические и природоохранные деятели этого не догоняют -- значит, можно всегда найти работу, нанявшись к ним в ценные советники :).
Еще один зал музея посвящен тому, что в Америке любят называть voice -- глас народа, так сказать. В рамках этого есть маленькая экспозиция из истории электронных СМИ. Есть потрясающая инсталляция на тему дневников Анны Франк -- девчушки лет пятнадцати, прятавшейся со своей еврейской семьей от фашистов во время Второй Мировой войны на задворках какого-то дома где-то в Голландии... Где-то неподалеку -- кусок Берлинской стены. Наше поколение этого уже не застало... И на ту же тему voice -- устройство для искажения голоса. По-моему, они просто сдвигают его на две октавы -- одна трубка вверх, другая -- вниз. Очень прикольно все это слушается :).