Стокгольм, Швеция -- часть вторая

В Швеции я, можно сказать, не первый раз: я провел неделю в городке под названием Йонкёпинг по обмену в бытность школьником предвыпускного класса. Помню я с тех времен 12-летней давности не так много, поэтому я буду в основном концентрироваться на воспоминаниях более свежих.

В первой части я рассказывал о том, как я плыл из Хельсинки в Стокгольм на кораблике, продемонстрировал себя на фоне шведской столицы и построил виртуальный кораблик на замену шведскому крейсеру "Курск" образца XVII века. Продолжаем музейные похождения.

В непосредственной близости к музею Вазы находится музей Nordiska -- что-то вроде национального музея. Самой интересной его составляющей для меня была коллекция ABBA: фотографии, рассказы, репортажи, исторические свидетельства, все сопровождаемое музыкой, впитанной практически с молоком матери... ну, может быть, с детсадовской кашей. Эта коллекция составила по площади около четверти музея, еще четверть заняли спортивные герои, еще четверть -- мебель, предметы кухонного обихода и сервировка стола. Остальное -- картины всякие... ну, в общем, то, что составляет гордость нации. По причине отсутствия английских (не говоря уже о русских) раздаточных материалов загадочная шведская душа так и не смогла передо мной развернуться во всей ее несомненной красе.

Следующим музеем, куда я поперся, был Исторический музей... знаете, такой из красного кирпича... с бароччными башенками. Так вот, это было нечто совершенно иное: оно носило имя "прикладной истории".

329k 333k

Идея в том, чтобы история была, так сказать, на кончиках пальцев. Вот ты посмотрел, как на мечах дерутся два условных викинга. Вот условный викингский шаман выбивает руны на камне, поясняя, что вот эта руна значит "жизнь", а вот этот мировой змей проглатывает свой собственный хвост, и когда он его доест, то конец миру-то и наступит. Поэтому на картине на камне древнескандинавские художники стараются запутать хвост этому чудищу, чтобы оно не смогло себя проесть (вопрос математикам-геометрам: удастся ли данному конкретному змею на данном конкретном камне заглотить свой хвост? Альтернатива, как я понимаю -- самозавязаться в узел). Вот демонстрация викинговского телеграфа -- дуэт горнов... Все конкретно и понятно, не то, что какие-то осколки горшков и огрызки костей (что, впрочем, там тоже есть).

Вы могли бы подумать, что Швеция -- родина слонов? Правильно, советский человек приучен думать, что родина слонов -- это Россия. На худой конец -- Украина. А вот суровая историческая правда (в интерпретации составителей экспозиции данного шведского исторического музея, естественно) состоит в том, что викинги веке в XI терроризировали всю Европу, открыли Исландию, Гренландию и Америку, высадились в Нормандии и в нынешней Британии, став праотцами тамошнего населения, правили Русью -- повеселились, в общем. Вот такие пироги.

На этом мой экскурсионный день закончился, мы с Леной Пальцевой сходили в какую-то кафушку и отправились до дому (не то маленькая студио, не то маленькая однушка). Вот еще пара фоток, надыбанных по ходу пешего передвижения по вечернему Стокгольму, и еще пара фоток, сопровождавшихся Ленкиными ехидными замечаниями про перевешивание мыслительной мозоли и стучание спросонья головой в потолок.

305k 311k 314k 307k

На город опустилась ночь... Жителям Москвы (а тем более -- Америки) не понять ночной скандинавской жизни... по меньшей мере, ее трудностей чисто физиологического характера. Летом бывает хоть как-то темно только между 12 и 2 часами ночи, и я занавешиваюсь всеми возможными жалюзями и занавесками, чтобы создать хоть какую-то иллюзию темноты. В Северной Каролине, которая, скажем так, поближе к тропикам, что зимой, что летом -- в восемь часов полный мрак. Ну, в девять точно. Солнышко проходит где-то в районе зенита и сваливается вертикально вниз за горизонт. А тут -- белые ночи... на которые москвичи так стремятся попасть в Питер. Не-ет, с меня этой ночной белизны пока хватит!

Теперь перемотаем часы на полгода. Что у нас на дворе? Правильно, почти полярная ночь. Если ты вышел из дома на работу в восемь и вернулся в пять или шесть, то свет ты видел исключительно электрический... разве что если только поесть на улицу не вышел. Тоже, в общем-то, невесело: пришел домой в шесть вечера -- темно -- лег спать. Пришел в двенадцать ночи -- темно -- лег спать. Разницы, говорят, никакой...

Ну, и еще о ночной жизни -- в ее сексуальном аспекте. Мне, в общем, отношение скандинавов к обнаженному телу и вопросам секса нравится куда больше, чем американские попытки быть бесполыми, обижаясь при этом на всякие, даже мельчайшие, намеки на сексуальность. Лучше или хуже это, чем сравнительно низкая российская осведомленность в данных вопросах -- непонятно. А у скандинавов, как я понял, отношение к сексуальным делам как бы функциональное: глупо отрицать первичные половые признаки, если они налицо... на попу и т.п. В целом интимные места имеет смысл прикрывать от внешних воздействий -- в силу их общей ценности и ранимости, однако, скажем, если ты пошел на пляж загорать и купаться, с целью подставить тело солнышку, то вопрос "А нафига тут плавки / купальник?" выглядит совершенно уместным, равно как и нудистский на него ответ. Тут вот давеча меня приколол прогноз погоды на финском телевидении, который зачитывал мужик в одних шортах -- в Оксанкином вкусе, с клеточками пресса... Впрочем, мера соблюдается вполне адекватно: оргий на улицах явно не наблюдается. Секс -- личное дело каждого, и на публику это выносить, пожалуй, лишнее.

Есть, впрочем, теория шведской сексуальной революции, согласно которой оная была совершенно целенаправленной мягкой государственной политикой для стимулирования рождаемости: осведомить юных граждан о вопросах секса, уделяя относительно мало внимания вопросам контрацепции. За что купил, за то и продаю. Однако распространненость совершенно всяческой литературы (от прикольных комиксов до разной степени жесткости эротических журналов и видеофильмов, крутящихся регулярно по ночам по местному телевизору) здесь, конечно, на высоком уровне. Опять же, воспоминания от детской поездки -- эти самые комиксы меня в возрасте лет пятнадцати вполне порадовали; Страна Советов ничего в этом плане посоветовать не могла, кроме брошюр типа "Что надо знать о сифилисе", для прорубания сквозь которые надо было, как правило, иметь хотя бы начальное медицинское образование...


Вернемся к нашим баранам. Второй день моего пребывания в стране Тре Крунур (надо было выяснить, откуда у них эта символика, кстати...) было решено провести на природе. Своевременное решение, если учитывать, что в первый день светило солнце, а во второй -- накрапывал мелкий дождик.

Так или иначе, мы с Леной отправились на один из тысяч островов, окружающих Стокгольм (и носящих вполне логичное собирательное название Архипелаг). Из названия острова я запомнил только первые две буквы -- Фя... что, конечно, никоим образом не достаточно для того, чтобы в этой тысяче ориентироваться.

314k 334k 316k

Про этот островок говорилось, что это был практически последний кусочек суши перед Стокгольмом, и всякие купцы-торговцы, которые везли в Стокгольм свои товары из прочих просторов Балтики, останавливались на этом островке выпить рюмочку чаю... или что там могли пить в средние века... душ принять... или сауну, наверно... В общем, этакая застава, таможня и отель одновременно. Но на этом его роль явно не заканчивалась. Приметанный на военную технику глаз найдет на средней фотке из предыдущей полоски зенитное орудие, нацеленное практически на Москву. 313k А плоская макушка острова (если так имеет смысл говорить про приподнятость на пять метров над уровнем моря) носит следы сооружений типа дот. Сейчас этот островок, конечно, имеет почти исключительно туристическую ценность: здесь имеется штук пять кафушек-ресторанчиков и некоторое количество народно-ремесленных сооружений: прикладная коптильня; производство лодок и моторы начала века; стеклодувня (пробудившая во мне воспоминания моей давней поездки в Швецию -- я там чего-то дул в эту трубку, но, конечно, безуспешно); гончарная мастерская; холсты и одежка... Да! еще тут есть заправка для катеров: самые обычные бензиновые колонки, но на причале.
В объектив попалась, по-моему, именно коптильня.

А вот и завтрак туриста! Нет, в таком завтраке еще мяса мало, это подушка туриста... Во! Вот это -- завтрак туриста! Дичь в буржуйских странах, конечно, непуганая, да и экология, видимо, не чета нашей. Так что вот такие очаровательные гусята? утята? лебедята? вполне себе попадаются. Лебедь же нам позировать не захотел, принимая исключительно показанные на фотографиях положения on и off в течение пяти минут, после чего нам надоело, и мы ушли.

332k 332k
334k 329k

Между следующими фотками должна быть какая-то символическая связь, но я уже толком не помню... особенно в отношении того, что там такое на первых двух фотках. Ваши пред(по)ложения?

317k 298k 341k 345k
Примерно правильный ответ: везде изображены дубы. На первых двух фотках -- изнутри здоровенного дупла (задний план на третьей фотке).

Вот еще парочка пейзажей: мост, поднятый для прохода яхт, и старый город -- там, собственно, торговля и происходила.

320k 314k

314k Вот, собственно, уже и обратно пора собираться. Вот стоит мой кораблик "Мариэлла" -- немножко постарше и чуть менее шикарная, чем предыдущая "Габриэла". Такое впечатление, что она кормится трейлерами, въезжающими в ее поднятый клюв... Отплытие назначено на пять вечера, однако на причале надо появляться хотя бы за полчаса, чтобы получить посадочный купон. Ну, ладно, полезли на борт.

Достреливаю пленку... точнее, микросхему памяти: снова немножко центра, парк развлечений, фонтанчик на берегу с неопознанной фигурой...
314k 318k 328k
Вот и все. Еду обратно в Хельсинки, опять же в сопровождении чаек. Я думаю, они не очень сильно отличаютя от финских...
313k

На обратном пути мне в каюте попался архангельский мужик, перегоняющий машины из Германии (паромом в Гетеборг -- своим ходом до Стокгольма -- паромом в Хельсинки -- своим ходом до таможни... две дальнейших трудности вы знаете). Человек сложной судьбы: непонятно кому нужное высшее образование конца 80-х... год в Штатах, гонял траки за 28 центов за милю (сейчас, говорит, за 35 уже никто не ездит). Соответственно, перегон Нью-Йорк -- Лос Анджелес получается тысяч восемь миль, две тысячи или около того долларов, неделя пути, если со сменщиком, или десять дней, если в одиночку. Видимо, не очень понравилось, или без семьи тоскливо... В общем, сейчас возит машины из Германии в Архангельск, ругает правительство, неспособное внятно объяснить своим гражданам, чего оно от них хочет на таможне и на дороге, и создает политический спрос на дальнейшие экономические реформы.

Машины у него покупают только немецкие и японские, никаких Фиатов и разных прочих Ситроенов, предпочитают черный цвет и не любят красный. Вот такие замашки у этих новых архангельских.