Душа хотела нежного и острого, И пряного, и с запахом хвои... И тут они на стрежень из-за острова И выплыли, голубчики мои! Вероника ДОЛИНАОбщее впечатление: ребят счастливо миновали все модные поветрия последних лет. Несмотря на провозглашаемую ими стилевую всеядность если в их песнях и слышится что-то знакомое, то это как раз классическая авторская песня 70-х. Абсолютно естественная, незамутненная ни попсовой гнусавостью, ни блатным надрывом манера пения, ясные мелодии, строгий, иногда (как в песне, давшей название объединению) даже нарочито усложненный стих. И - полная отстраненность от повседневности (при том, что лексика не сильно отличается от разговорной). Они ни под кого и ни подо что не стилизуются, они - свободные люди и поют собственным голосом.
Большинство показанных песен написаны так, словно до них не было никого, словно ребята только сейчас открыли, что стихи можно петь. У Игоря Белого это, кажется, даже отрефлектировано ("Песенка про первого таракана"). Однако у лидера объединения Александра Карпова слышны не только пародируемые безымянные "каэспешники", но и Щербаков ("Волнорез"), хотя в "Вечере" он вполне оригинален. У Татьяны Пучко рядом с абсолютно самостоятельной "Черной дырой" - своеобразное развитие галичевского "Черта" ("Продай свою душу мне", похоже даже по мелодии, но при этом песня не теряется, а как бы приобретает бэкграунд). Пожалуй, только Алексей Кудрявцев явно несамостоятелен: лексика, система образов, манера пения - все выдает глубокую увлеченность, прямо-таки поглощенность Высоцким. При этом, конечно, пережимает - экспрессия и декларированные чувства быстро начинают восприниматься как "страстя в клочья", а самого автора за всем этим не видно. Очень боюсь, что именно такое творчество будет пользоваться успехом у определенной части публики. Если Алексей будет ориентироваться на этот успех, из него ничего не получится.
Из опасений еще - Дмитрий Авилов, цикл "Воспоминания о странах, в которых я никогда не был". Стилизации - хорошо, насмешка над "национальными" штампами - хорошо, наконец, это просто приятно слушать. Но некоторые оговорки, слабоватые рифмы, иногда даже фонетика наводят на мысль, что автор и сам-то недалеко ушел от того, над чем посмеивается. Впрочем, победителей не судят.
Особый разговор - об Игоре Белом. Глубокий и тонкий автор, великолепно чувствующий форму, имеющий, что сказать, и ни на кого решительно не похожий. Он пробует себя и в лирике, и в гимне, и в поэтике нонсенса - и результаты везде впечатляющие. От него можно ждать иногого. Очень боюсь ошибиться (потому что очень хочу оказаться правым), но Игорь вполне может быть первым из той грядущей плеяды талантов, о которой я талдычу уже год.
Евгения Коблика, Татьяну Королеву, Ирину Анцыферову надо слушать еще. Четких формулировок насчет их творчества у меня нет, но безусловно во всех трех случаях есть о чем говорить.
А опять-таки в целом - ребята, с младых ногтей впитавшие культуру авторской песни, достижения ее сорокатилетнего развития и пытающиеся от этого шагнуть куда-то дальше. Разве мы не об этом мечтали?
Борис ЖУКОВ