3 марта в International House Дюка прошел концерт автора и исполнителя
из С-Петербурга Светланы Ветровой. Было всего около двадцати человек.
Кто не пришел -- ну, денег, конечно,
сэкономили, но потеряли набор очень хороших и светлых впечатлений.
Каждый выбирает по себе... я выбираю эти впечатления получить :).
Чистый, красивый голос. Владение гитарой. Владение интонацией.
Отдельное спасибо от Светы и от слушателей Лео Хиругу, обеспечившему
безупречный звук. (Заодно реклама всем будущим авторам и авторским певцам,
которые у нас будут выступать: у нас очень хороший звукооператор :).
Но это все, как говорится в математике, необходимые условия. Главное --
что Света выдала очень хороший mix, очень интересный набор песен --
от детских и шуточных (к примеру, на стихи моего любимого детского поэта
Тима Собакина) до очень глубоких и лиричных (и своих; и классики жанра,
как то пара песен Веры Матвеевой, пара песен Александра Иванова, еще немножко
из Новеллы Матвеевой; и еще несколько песен питерских авторов, которых
(и о которых) я раньше и слыхом не слыхивал -- Света предваряла эти песни
словами типа "мне хочется, чтобы об этих песнях люди знали больше", так что
ущербность моих познаний об авторской песне не была сильно обижена :).
Я, пожалуй, отмечу, что Света время от времени подчеркивает женственность
своих песен. (Впрочем, такая женщина может себе это позволить :).
Этакая вот "женская авторская песня". Или, другими словами, эмоциональное,
чтобы не сказать -- астральное видение мира, которое не стесняется
своих чувств, не стесняется выражать свои чувства. Еще пара примеров "женской
авторской песни", которые я тоже очень люблю -- это, безусловно,
Вера Матвеева,
а из авторов 90-х -- Татьяна Дрыгина.
Некотрое пояснение: Светлана -- не просто человек, занимающийся
авторской песней (еще одно имя которой -- самодеятельная песня -- отдает
некоей кустарщиной). Она ведет работу с детьми посредством авторской песни,
лечит, учит и воспитывает словом и звуком, а дети -- это очень чуткие
слушатели, которые уж точно не вынесут загрузов и философствований. В общем,
она знает, что спеть, и когда это лучше сделать. Так что ничего удивительного
нет ни в точном соблюдении баланса шуточного и серьезного, ни в
высококачественном исполнении, ни, кстати,
в элегантном концертном платье ("а то если я приду в джинсах, то у меня
и отношение к тому, что и как я пою, будет соответствующее" -- sic!), ни в
итоговой бойкости распродажи компактов и кассет.
Подвожу итог: концерт Светы Ветровой -- один из лучших концертов из тех
нескольких десятков, которые через меня прошли.
Замечание от Оксаны, моей жены: очень хорошо, что у нас выступила
исполнитель, а то авторы поют лучшее из своего, а исполнители --
лучшее вообще (Оксана делает Ph.D. по экономике, у нее базовое
образование -- математик, так что в данном контексте она просто перевела
на человеческий язык вполне понятную математическую истину, что максимум
по бОльшему множеству больше, чем максимум по мЕньшему подмножеству :).
Еще о Светлане Ветровой:
статья Бориса Гольдштейна к гастролям; сайт http://vetrova.com.
6 марта будут посиделки, мы еще там что-нибудь пообсуждаем. Присылайте
мне свои комментарии, или посылайте
их на russia@duke.edu, или на форум сайта kspus.org. Я снова занудно скажу, что надо, чтобы на
концерты больше народу приходило, но пока вести о том, что у нас тут бывают
интересные концерты, расползутся по нашей треугольной диаспоре, пройдет,судя
по всему, не один месяц...
На russia@duke.edu были жалобы на то, что среда -- не самый удобный
день для посиделок. Увы, ничего более удобного мы не смогли подобрать;
в какие-то вечера не может, скажем, Лео, в другие -- сам домик занят,
там не одни только русские там тусуются (хотя у домосмотрителя Эндрю --
русская жена Наташа :).
В принципе в Дюке эта проблема решается просто: достаточно позвонить в
International House и попросить это помещение на более удобный вечер.
Наверно, такие же возможности есть и в других университетах у нас
в округе.
Леонард Хируг давал
концерт
10 февраля 2002 г. в зале
Edison Johnson Recreation Center. Присутствовало порядка 50 человек.
Лео спел три с небольшим десятка своих песен -- как и было обещано,
и на русском, и на итальянском, и на английском языках. Была даже
одна вставочка на китайском :).
Вот отзывы слушателей, опубликованные на сайте kspus.org, главной КСПшной тусовке Восточного побережья
США:
3 марта 2002 г., концерт Светланы Ветровой
13 февраля 2002 г., КСПшные посиделки
Первые КСПшные посиделки, которые со временем должны стать регулярными, прошли
в среду 13 февраля в Duke University International House. Собралось около
десяти-двенадцати человек. Мы посидели, попели разных песен, попили
разный чай, поели вкусный тортик (спасибо Федору Збойчику!).
Из разговоров выяснилось, что охват листом russia@duke.edu русскоговорящей
аудитории Research Triangle ничтожно мал: люди жаловались, что ничего
не слышали о концерте Лео, хотя вроде бы были предприняты все усилия
для того, чтобы об этом концерте узнало как можно больше людей.
По уточненным оценкам, в Raleigh - Durham - Chapel Hill - Cary - Apex
живет около 10 тыс. человек, говорящих (или говоривших, в бытность
гражданами СССР) по-русски. Наша предыдущая прикидка была 1 тысяча человек;
на russia@duke.edu подписано сотня или полторы. Так что надо что-то делать
для увеличения охвата. Конкретных точек пересечения со всеми этими
десятью тысячами, впрочем, выявлено не было.
10 февраля 2002 г., концерт Леонарда Хируга
Dmitry Manakhov: А я вот посетил сольный концерт Леонардо Хируга на прошлой неделе, что и сказать.Ирина Заверуха: 10 февраля в Durham, NC состоялся сольный концерт Леонарда Хируга. Закончилось первое отделение концерта, апплодисменты набрали силу и переросли в овации...на перерыв идти так не хотелось...Не хотелось прерывать это красочное музыкальное путешествие по 'Страницам Календаря' Леонарда, в котором от глубокого контраста голоса 'с надрывом' слушатели испытали мурашки по коже и ком в горле; под мягкие тона его лирических песен - размышляли о личных переживаниях; на абстрактных страницах - задумались о смысле песен 'нестандартных' по теме и исполнению, отдохнули душой под песни-зарисовки Российских музыкальных Звёзд, которые Леонард легко создал с помощью уникальных артистических данных. К портрету Леонарда добавились штрихи песен на Английском, Итальянском и, даже, Китайском языках. Сколько талантов в одном человеке, не говоря уже о том, что Леонард ещё 'немножечко' и учённый ( он занимается нейробиологией в National Institute of Health, NC после окончания аспирантуры в Италии ). Желаем одарённому автору и исполнителю песен новых ярких страниц в его творчестве. Удачи, Леонард! |
Далее я изложу свою личную точку зрения, которую надо воспринимать, только зная мой личный критический подход к жизни и чужому творчеству :).
Мои субъективные впечатления тоже в целом положительны. Если пытаться подходить критически к тому, что я услышал, то всякого исполнителя надо судить по законам того жанра, по которому ему хочется, чтобы его судили. Я лично могу высказать свое впечатление относительно того, что мне известно -- авторской песни; Лео же смотрит на жизнь и на музыкальную культуру шире.
Относительно же позиций авторской песни Лео выглядит свежо и интересно. У него хорошая музыкальная подготовка (что, впрочем, по нынешним временам неудивительно: времена Галича и Окуджавы, писавших совершенно поразительные по музыкальности вещи чуть ли не на трех аккордах, уже минули, и современные авторские певцы стремятся круто овладеть гитарой), его музыкальные стилизации вполне точны и адекватны. Если у кого-то есть мнение, что барды -- это бородатые люди в штормовках, которые поют, слегка фальшивя, под слегка расстроенную гитару про то, как здорово все мы здесь сегодня собрались в палатке вокруг костра -- то Лео вписывается в эту концепцию разве что бородой, а избитые темы костров и слетов его благополучно миновали: ни в Италии, ни в Америке этого как-то не происходит. Есть, впрочем, у него постепенно избиваемая тема эмиграции, которую я лично не очень сильно уважаю по той простой причине, что если тебе так плохо здесь, в Америке, то почему бы не поехать сюда, в Россию? (Я лично езжу пока что не реже раза в год и посему не страдаю ностальгией в такой уж особенной степени).
Справедливости ради надо отметить, что меня ничего особенно из песен Лео не задело до такой степени, чтобы захотелось взять и разучить. Такое задевание -- мой главный внутренний критерий по части уровня произведения. Бывает это со мной не так уж часто; далеко не с каждого концерта, который я посещаю, я уношу "ту самую главную песенку". Единственный автор, с которым у меня было так, что я начал учить песни одну за одной, которые слышал -- это Владимир Ланцберг... остановился где-то на втором или третьем десятке, когда уже утомился :). Ланцберг, впрочем, человек уникальный в очень многих отношениях (чего стоит, например, его рефлексия по поводу жанра бардовской / самодеятельной песни, затеянный и лелеемый им Второй канал Грушинского фестиваля или кассета неизвестных авторов "Своими словами"), и я счастлив, что в свое время мне повезло с ним пересечься.
То, что мне ничего безумно не запало, видимо, означает также, что с поэтической составляющей у Лео не очень сильно. Отметим в скобках, что иногда мне бывает нужно прослушать песню раз пять-десять, чтобы проникнуться. К тому же я постоянно возился с камерой, что в определенной степени отвлекало от вникания в суть происходящего (если Лео даст разрешение, можно будет заказать видеозапись концерта -- на видеокассету VHS или на видео-диск).
У Лео, впрочем, есть песни, которые я у него буду просить спеть, так что не все так плохо :).
И Лео, и я будем рады услышать разные другие мнения по поводу концерта, так что если вам это не безразлично, напишите Лео или мне. Мы сделаем какую-нибудь компиляцию мнений слушателей и поместим ее на этой страничке (а также пропихнем на сайт kspus.org).
Теперь, товарищи, дамы и господа, студенты и профессора, обладатели грин-карт и виз H1-B, о грустном. Я взываю к тем, кому действительно интересны бардовские концерты.
Если на наши концерты будет ходить меньше, чем пятьдесят человек -- с мыслью о каких-то регулярных бардовских концертах будет тяжеловато. Тем, кто ездит с гастролями по Штатам, хочется окупать дорогу, а в большинстве случаев -- немножко заработать (и немножко больше, чем люди могли бы заработать, сидя дома или выехав с гастрольным концертом в другой город). Аудитория в тридцать человек при стандартной цене билета в десять долларов -- это нижняя грань окупаемости подобных выездов, а для тех, кто едет достаточно далеко, либо ценит свое время достаточно высоко (что, весьма вероятно, верно для многих талантливых людей) такая грань -- это пятьдесят-шестьдесят человек. Если мы не будем собирать достаточное количество народу на эти концерты -- мне в следующем сезоне скажут: "Извини, Стас, в вашу Каролину авторам ехать не интересно: дорога-то еле-еле окупается. Лучше они поедут в Вашингтон / Кливленд / Сиэтл / и т.п."
Я слышал краем уха жалобы на дорогие билеты -- дескать, народ на бесплатные-то концерты не ходит, а тут еще за деньги, да если всей семьей... нет, не пойдем. Увы, делать бесплатно концерты для приезжих авторов и исполнителей не в наших силах -- если только кто-нибудь не поможет найти спонсора с толстым кошельком. Значит, билеты на концерты будут стоить каких-то денег. Можно обсуждать варианты со скидками для менее обеспеченных слоев -- студентов, пенсионеров, безработных. Если цена действительно актуальна для вас, и $10 -- это непомерно много, напишите мне. Можно, впрочем, пообсуждать и стоимость билетов в терминах банок пива, medium pizza with two toppings и чаевых в ресторане -- тут уж у каждого свои мерки будут. Мне интереснее на концерт сходить, чем пиво пить, например. Но я -- не все, а точнее -- все не я.
Я предложил на концерте Лео купить "абонемент" на предстоящие четыре концерта по цене трех концертов (30 долларов) и заготовил несколько десятков бумажек. Ко мне подошел ровно один (!) человек -- значит ли это, что концерты действительно интересны только одному человеку? Может быть, то, что мы пытаемся сделать, нужно только Стасу, Лео и Федору, подошедшему за абонементом? Тогда нам проще будет договориться и ездить на концерты, скажем, в Вашингтон, и не мучиться с организацией концертов здесь.
Bottomline: если вы хотите, чтобы подобные культурные явления продолжались в нашей округе и впредь, приходите на концерты сами и приводите своих знакомых. Сообщите о тех концертах, которые анонсированы на этой страничке, хотя бы трем-четырем своим знакомым, которым это может быть интересно. Как пишут в рекламках на кредитные карточки, call today :). Если вы знаете, где можно повесить афишку, которую прочитает хотя бы десяток человек -- распечатайте страничку с анонсами и повесьте туда.
Пожалуйста, напишите мне, что вы думаете по этому поводу.
Ведущий странички -- Стас Колеников.